Перейти к навигации

Лекция по меметике часть 1

Смысловая координата:

Здравствуйте. Я Клеф и вам предстоит выслушать от меня полный курс лекций по такому замечательному предмету, как меметика. Это наука сложная, как психология, генетика и кибернетика, вместе взятые, но поверьте, когда вы усвоите её основные принципы, она покажется вам простой и склáдной, как детская считалочка. У вас впереди ещё много бессонных ночей, - потому что вас никто не допустит к этой работе - для вашего же блага, - пока вы не сдадите экзамен. Да, да, да, как в юности, и вы сейчас - никто иные, как студенты, хотя здесь у некоторых и научные степени повыше моей, и собственных студентов полно. Так вот, для того, чтобы сдать экзамен, мало просто вызубрить, надо понять, как это всё работает. Об этом мы будем ещё говорить, говорить и говорить, но сегодня - вводная лекция, и мне следовало бы сейчас долго и нудно разглагольствовать о том, что такое меметика, чем она занимается и какое значение имеет в современном мире…

 Обычно такие студенты, как вы, стремятся перед лекцией прочитать по её теме всё, на что хватит уровня допуска - мол, сами с усами. Перечислите компоненты «Песни Треноса». Ха-ха, шучу, откуда вам знать. Ну что ж, раз вам всё уже известно, - лекция окончена…

Ага, щас. Хе-хе. Присаживайтесь-ка обратно. Как вы понимаете, от вышеперечисленных знаний практического толку маловато. Так что если кто не читал - почитаете на досуге, а я вам сегодня расскажу о практическом значении науки меметики в современном мире, поскольку вы не знаете пока что и одной сотой процента о том, что происходит на самом деле. И вряд ли вы сможете по окончанию лекции так поверхностно воспринимать эту науку, как сейчас.
Итак, шутки в сторону. Сколько мемагентов вам уже известно?.. Хорошо. Насчитали десятка два, из них - пару уже нейтрализованных и с полдюжины разработок Организации. Ладно. Я не могу вам назвать абсолютно точное число известных на сей момент мемагентов, - опасных и не очень, - однако могу сказать, что число это - пятизначное и с каждой минутой растёт. А вы думали.

Вот хороший вопрос, - откуда они берутся. Мы не можем со стопроцентной уверенностью объяснить происхождение всех и каждого мемагента. Существует весьма смелая теория о том, что информационные сущности способны самозарождаться в хаотичной «каше» информации и существовать вне носителя. Однако это только гипотеза, пока что не подтверждённая и не опровергнутая. Большинство же известных мемагентов созданы людьми… и другими разумными существами. Часто - в качестве оружия. Ещё не так давно у сверхдержав существовали различные проекты по использованию подобных вещей в качестве оружия массового поражения или просто для диверсий во вражеских базах данных.  Созданием и внедрением «дряни» занимаются разве что террористы. Чаще всего это плохо организованные шайки, реже - сумрачные гении-одиночки, и совсем (слава богу) редко - серьёзные террористические организации. Но это всё касается целенаправленного создания вредоносных мемагентов, намного же чаще имеет место их случайное создание и неумышленное распространение. Бóльшая часть подобного творчества не опасна, впрочем, давайте всё по порядку.

Итак, в старые-добрые времена бороться с распространением «вредоносок» было, как правило, легче. Тогда не было ни средств для копирования, ни технологий изготовления мемов безопасным для автора способом, потому зараза обычно поражала в первую очередь автора и исполнителя, не успев добраться до большого количества людей. Нередко «дрянь» срабатывает ещё при сочинении, прямо в голове создателя, когда он мысленно воспроизводит фразу или, например, мелодию. Потому о многих быстродействующих «вредоносках» человечество даже не узнало, а эффект от более медленных был обычно заметен, и распространителей обычно быстро нейтрализовывали. Тем более, что обычно мемагенты были написаны без расчёта причинить кому-то вред, а если и с таким расчётом - то за отсутствием теории некачественно, потому действовали не на всех, недостаточно сильно, потому всегда было кому задуматься, почему это вокруг какого-то юродивого распространяется сумасшествие, например… Ну а соответственные службы были всегда, особенно известны средневековые… А менее опасные мемы действовали настолько слабо и медленно, что в человеческом разуме попросту выработался иммунитет против них, как у организма от прививки ослабленного возбудителя болезни. Многие произведения искусства, собственно, и знаменитыми стали благодаря своей меметичности. Искусствоведы до сих пор спорят, в чём секрет какой-нибудь не очень мелодичной сонаты или почему некий портрет так загадочо смотрит на зрителя, а разгадка одна… Нет, товарищ Петросян, не безблагодатность. Кстати, о юморе. Многие «плоские» анекдоты на самом деле попросту меметичны. Ну сгорел медведь, а смеяться-то где? А нам смешно. Видите, даже польза, хе-хе.

Таким образом, всё чрезмерно опасное само себя уничтожило вместе с носителями, вот такая вот эволюция. Могу привести пару примеров. Давайте, я не буду называть имён, вы сейчас сами догадаетесь. Один весьма и весьма одарённый композитор, сочиняя одно из своих наиболее известных произведений, настолько увлёкся экспериментированием с гаммами, что ненароком сочинил очень сильную «вредоноску». Воспроизвёл несколько раз в уме и наяву, записал ноты, - и слёг, а к вечеру умер. Его друг и учитель эти ноты видел, но сыграть, к счастью, не попытался, просто представил себе, как это звучит. И то ли плохо воспроизвёл в уме, то и оказался более устойчив, то и не дочитал до критической точки, - но вовремя заподозрил неладное и ноты сжёг. Теперь последнее произведение гения считается неоконченным, в официальных версиях дневников обоих композиторов недостаёт некоторых записей, а ещё почему-то народная молва до сих пор винит учителя в смерти ученика, хотя он тут ни при чём.

Что касается не настолько ядовитых мемагентов, то можно вспомнить одного французского художника, который под старость уединился на далёких островах и расписал изнутри стены своего дома фресками. Необычные фрески у него получились. Интересно, что на его жену, таитянку, они никак не повлияли, - судя по дошедшим до нас отзывам, картинка работала на соответствующем наборе ассоциаций, как у нас говорят, «ключе». Туземка этого «ключа», основанного на европейской культуре и религии, не имела, зато несколько друзей художника, видевших фрески, ещё долго потом не могли их забыть. Ну а сам художник, образно говоря, жил в облаке отравы и даже, кажется, получал от этого какое-то удовольствие, как наркоман. В итоге от этого он и умер, а официально причиной смерти назвали проказу, что было достойным поводом сжечь дом вместе с картинами, не глядя.

Да, эти «ключи» - это та причина, по которой меметическая зараза не может распространяться с той же скоростью, что и зараза бактериальная. Слишком много условий требуется как для передачи, так и для восприятия мема, аналог «бактерионосителя» в меметике - редкость, так как человек, не поражённый агентом, в большинстве случаев воспроизводит его искажённо, «по своему разумению». Также часто спасает языковой барьер. Самая опасная дрянь - это та, которая работает на общечеловеческих ассоциациях, но такого мало, и принципы его действия нам известны, как и методы борьбы.

Но вернёмся к истории. Как мы видим, в старину распространение заразы было ограничено. Звуко- и видеозаписи не существовало, а «вживую» дрянь расползалась крайне медленно, и это быстро пресекалось. Немного опаснее были книги, особенно после развития книгопечатания, однако мало кто умел читать вообще, а многие текстовые мемы, кстати, не срабатывают, если их прочесть по слогам. Те же, кто был способен бегло читать, обычно находились на виду, и отклонения в их поведении или состоянии можно было легко обнаружить. Много книг сгорело вовсе не потому, что их содержимое шло вразрез с господствующей идеологией. Я уже не говорю о более экзотических меметиках, таких как вкусовые, ароматические или даже тактильные. Приготовить такое - это уж очень сложное искусство, мало кто может вообще его освоить, чтобы воспроизвести по инструкции, а средств для записи и передачи такой информации пока нет. Есть малоизвестные легенды о гениальных поварах, парфюмерах или массажистах, - но слышали ли вы их?

С развитием технологий всё стало гораздо сложнее. В конце XIX века появился ряд организаций, профессионально занимавшихся разработкой «вредоносок» - кто ради денег, кто - ради идеи. Поначалу они шли на шаг впереди, так часто бывает, что блюстители закона и преступники играют друг с другом в технические догонялки, даже на уровне банальных ограблений со взломом. Первыми подвели научно-теоретическую основу под многовековой опыт практической меметики именно злоумышленники, они же первыми додумались наносить компоненты по одному, чтобы самому не пострадать, а ещё - подбирать сообщников с иммунитетом к тому или иному компоненту и незаметно выявлять наличие такого иммунитета. А возникновение и развитие звукозаписи, фотографии и, позже, киносъёмки дало им такие возможности. На стыке XIX и XX веков была разоблачена крупная организация, даже скорее секта, занимавшаяся подобными исследованиями.
Эволюцию ультрасовременных на то время технологии было уже вспять не обратить, и все эти детские страшилки про «старую зелёную пластинку» имеют под собой отнюдь не сказочное основание. В начале XX века специалисты молодой науки меметики забили тревогу, и было принято решение спешно разработать «противоядия» от распространяющейся угрозы, а ещё лучше - внедрить всеобщую и вместе с тем незаметную «вакцинацию», по аналогии со, скажем, оспопрививанием. На основании имевшихся данных, в том числе и добытых у врагов, и исследования всех бывших в наличии образцов «вредоносок» был разработан ряд произведений, содержащих контрмемы, способные «залатать» дыры в естественном иммунитете. Появились «пилюли» для тех, кто уже заразился и «прививки» профилактики на многих языках мира. Времени для написания защитных средств тогда ещё хватало, потому они были в основном оформлены вполне удобоваримо и прямо-таки гениально внедрены… Ведь вы все учили в школе стихи наизусть?
Да-да. Хороший способ защиты почти от всех наиболее распространённых принципов меметического воздействия. Очень качественно реализованный, - кто не выучил сам, тот несколько десятков раз прослушал в исполнении одноклассников; не услышал одно - зато услышал другое, с аналогичными свойствами. И так - во всём мире. Вы поймёте, что за произведения имеются в виду, когда я скажу, что они выглядят весьма странно на фоне других… Да, хороший пример. Уж коль мы о нём заговорили, то считаю нужным сказать, что как раз в тогдашнем Советском Союзе были очень серьёзные проблемы с техникой безопасности, - слишком спешили… Даже в этом вопросе действовал принцип «пятилетку - в четыре года». И дело даже не в том, что в результате спешки несколько талантливых специалистов насмерть отравились суицидными мемагентами, которые изучали. Тогда была совершена непростительная ошибка: новую, ещё толком не изученную технологию решили применить для массовой «корректировки» мышления граждан в соответствии со светлыми идеалами новой идеологии… Разработанный на скорую руку мемагент оказался бракованным, а его уже вовсю транслировали по радио. Кончилось печально - тех, на кого он подействовал, пришлось надолго изолировать от
общества, а то и вообще устранить. Такие «проколы» случались тогда всюду, но советский стал наиболее катастрофическим и навсегда вошёл в историю как образец вопиющей халатности.

Да и до того случались промашки - часто печатали что попало в газетах, а однажды чуть не внедрили в школьную программу контрмем со вредоносным побочным эффектом. Те, кто постарше, могут помнить байку советских времён о том, что в тексте одного из обязательных тогда для изучения стихотворений «содержится заклинание», и что опасно его читать вслух? Да, правильно, это оно. А вслух читали - и ничего, правда? Потому что читали, конечно, уже «стерилизованную», безопасную версию. Автор, кстати, скоропостижно скончался, (официально - от астмы), а его жену пришлось изолировать.
Но, несмотря на такие страшные ошибки, мощный контрмеметический щит был внедрён. Теперь вы понимаете, зачем понадобилось в обязательном порядке преподавать в школе литературу? Надо заметить, что кое-какие защитные мемагенты были незаметно дописаны к классическим произведениям, а ещё многие авторы на самом деле не сочиняли того, что опубликовано под их именем. Это было сделано «для удобства пользователя» - не мусолить же год за годом творчество одного и того же писателя? Знали ли они об этом? Да кто как. Кого убедили под гипнозом, кого уговорили, несговорчивых - припугнули.. Сейчас в этом плане проще, программирующие амнезиаки есть… И ещё, как вы, наверное, поняли, не зря то или иное произведение изучается в строго определённом возрасте, - всё как с медицинскими прививками.

Итак, время шло, зараза вымирать не собиралась, ещё и всячески мутировала. Конечно. многие некогда грозные мемагенты сейчас почти не встречаются, а прививки от них - сродни вакцинированию от оспы, - на всякий случай. А ещё у читателей устаревает набор ассоциаций, старые «ключи» часто уже не вызывают срабатывания старых мемов и контрмемов. Про «ноту дьявола» слышали, она же тритон? В средние века это сочетание звуков было очень опасно для человека, мы же с вами можем слушать это безнаказанно. Так вот, приходилось разрабатывать новые средства, а заодно - и более удобные способы донести их до населения, и тут на помощь пришло телевидение. Следует заметить, что многие тогда выступали против такого хода, - цензура цензурой, а враги могут вклиниться в эфир… Впрочем, уже существовал опыт борьбы с подобным в радиоэфире, поэтому было решено телевещание всё-таки запустить, всю видеопродукцию тщательно просматривать и тестировать, регулярно транслировать контрмемы и глушить весь посторонний сигнал. Сейчас, с развитием кабельного и спутникового телевидения, эта проблема ушла в прошлое. Давно уже существуют специальные фильтры, срабатывающие при появлении в эфире опасной информации. А ведь многие из вас в своё время возмущались, видя на экране надпись «NO SIGNAL», правда? Да-да, что вы хотели? Какой инцидент? А, ха-ха-ха, не волнуйтесь, это разработка Фонда и то, с кроликом, тоже. Конечно пугают, это побочный эффект. Но вообще-то в телеэфире эти ролики никогда не появлялись, это разработка для интернета. До него мы ещё дойдём.

Итак. Главный признак меметического материала - «злого» ли, «доброго» ли - это его «странность», непривычность. Она может проявляться в абсурдном тексте, психоделической мелодии, непонятной или «невозможной» картинке, диком сочетании цвета, непредсказуемой смене формы… Если перед вами сочетание нескольких, а то и всех этих признаков - возможно, это мемагент. Если оно ещё и завораживает, пугает и вообще вызывает беспричинные эмоции - это 100% мем. Дело в том, что сигнал, нужный для того, чтобы разум воспринял мемагент, весьма сложен, и закодировать его с помощью имеющегося набора передачи информации таким образом, чтобы он выглядел как нечто привычное, крайне сложно. К чему я это говорю именно сейчас: знаете, сколько «прививок» вам уже сделано путем мультипликации, хе-хе? Очень удобной оказалась эта форма, ведь для мультика необычное вполне обычно.

Теперь Всё Путём!? 

Комментарии

Аватар пользователя Den24

Привет Клеф! Спасибо за начало лекций! Надеюсь эти знания будут нужны камрадам в Информационно-Психологической  Войне.

+1
0
-1

Ленин против НАТО - http://antinato.ucoz.ru

Аватар пользователя Клеф

Я добавил Тритон во вложения, если кто-нибудь захочет послушать.

+1
+1
-1

Альто

Аватар пользователя Den24

Всё правильно сделал товарищ Клеф, с PDF лекция выглядит солидно. 

+1
0
-1

Ленин против НАТО - http://antinato.ucoz.ru

Аватар пользователя Den24

 Главный признак меметического материала - «злого» ли, «доброго» ли - это его «странность», непривычность. Она может проявляться в абсурдном тексте, психоделической мелодии ! Вот нашёл как наш товарищ Курги интернет Театр Сил http://muzofon.com/search/Театр%20Сил%20Россия применили что-то похожее на меметику!

+1
0
-1

Ленин против НАТО - http://antinato.ucoz.ru

Аватар пользователя Рол

Про художника больного проказой, чьи картины и обрисованные стены жилья сожгли - читал давно, к сожалению не помню ни названия книги, ни автора, да и самого художника не запомнил.

+1
+1
-1
Аватар пользователя Svetaraketa

Автор имеет в виду французского фивописца Поля Гогена ( 1848 - 1903).

+1
+1
-1
Аватар пользователя Svetaraketa

Меметика - действительно что-то новенькое.  Если автор имеет целью просвещение  и помощь товарищам  в информационно-психологической войне, то прежде всего надо помнить о том, что это за люди, которым он хочет помочь.  Главная и основополагающая черта этих бойцов - честность. Это их движущая сила и одновременно главный аргумент.  Только правда всегда давала силы русской борьбе и только правда обеспечивала ее всенародную поддержку. 

В тексте автора  я замечаю необъяснимое желание скрытничать, шифроваться, прятать от читателя ясные автору вещи, как с тем же Гогеном и прочими стихами. Мне непонятно, почему нельзя в тексте назвать все своими именами. Автор проверяет уровень осведомленности аудитории?  Честно ли это и не является ли скрытой манипуляцией?

Текст у автора  интересный, было бы интересно почитать продолжение, но с большей конкретикой и, соответственно,  уважением к читателю.

+1
+1
-1


Main menu 2

Dr. Radut Consulting