Перейти к навигации

Рабочий Университет имени И.Б.Хлебникова

Категория: 
Герой/Подвижник
Источники информации (интернет ресурсы): 

Prometej

Иногда товарищи просят рассказать о нашем университете. Чаще всего спрашивают: «Собственно, зачем вы все это затеяли? Ведь есть книги, учебники, сейчас появляются видеолекции – любой желающий может самостоятельно освоить науки, которые преподают у вас».

Ну что ж, свои цели мы никогда не скрывали. О том чего мы хотим всегда можно прочитать в соответствующем разделе нашего сайта. Но кроме того, у большинства из нас есть, так сказать, и «личный интерес».

Девять лет назад был выпущен первый номер бюллетеня «Солнце Труда», в котором мы попытались объяснить суть нашей работы. Тогда еще не было этого сайта, мы не занимались систематическим изданием книг, о видеозаписях лекций можно было только мечтать… Но главное направление в работе уже определилось. Поэтому в качестве ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, мы предлагаем материалы из этого бюллетеня. Согласитесь, что далеко не каждый коллектив может позволить себе без изменений публиковать материалы о своей деятельности девятилетней давности.

*     *     *

Наш Университет обретает свой голос. Точнее будет сказать, новое звучание, ибо голоса мы не теряли никогда: ни в черном 1993, когда в самый разгар кровавой реакции начали свою деятельность; ни в 1996-97, когда интересы истинно марксистского образования потребовали трезвой оценки думской активности; ни позже, когда нас из года в год лишали помещений, пытались пугать начальственными окриками, облыжно ругали в «левой» прессе наших основателей и руководителей. Два весьма оптимистичных вывода можно сделать сегодня, окидывая взором нашу десятилетнюю историю: с одной стороны, очень тяжело защищать и утверждать сегодня по-настоящему научное мировоззрение, а с другой – очень легко. Здесь, как всегда, диалектическое противоречие.

Тяжело, ибо слишком многим это не по нутру. Начиная с новейших капитализаторов, мечтающих о карманном наемном рабочем, мелком акционере, поборнике «социального партнерства» и заканчивая карманными «коммунистами» - акционерами буржуазного парламентаризма и «государственного патриотизма», обернутого в фольгу церковной «духовности». Но это не может не радовать – значит своей работой мы попадаем прямо «в яблочко», чего бы мы стоили, когда б недруги нас хвалили?

Легко, потому что не может быть ничего легче, как оставаться верным принципу научного подхода к анализу общества. Нет нужды ссориться с логикой и истиной, встраиваясь в колею очередного соглашательского извива. Не надо хвалить того, кого вчера ругали. Идеи, теории, как и люди, требуют честного, искреннего подхода. Здесь нет места мелочным обидам, разве со стороны тех, кто заменяет логику и диалектику пристрастиями и личным расчетом.

Мы рады всем, кто ищет ответов в наше смутное время. Мы не говорим, что у нас есть все ответы. Но мы твердо уверены в том, что только работа в интересах трудящегося человека, в интересах всех творцов - подавляющего большинства человечества - и есть работа на будущее; мы уверены, что кража, будь то карманное воровство, присвоение чужого труда или процента на капитал, должна быть исключена из социальной практики как явление не совместимое с понятием цивилизованного общества; нам ясно, что не доллары или рубли, а только личный трудовой, творческий вклад дает человеку право на долю общественного богатства; для нас очевидно, что не кучка полпредов капитала с министерскими портфелями и не свора «профессиональных политиков», но только Советская власть трудового народа, интернационального братства трудящихся может быть действительно народной и справедливой.

Приходите, будем думать и работать вместе!

 

ЛИСТАЯ КОНСПЕКТЫ

Позади очередной учебный семестр. Полгода. Для меня - третьего года обучения в Рабочем университете. Поэтому есть, что сравнивать, хотя двух одинаковых лекций за все два с половиной года услышать не довелось. Потому и ходят люди в Университет не по одному году. Многие, кто не может посещать его еженедельно, приходят на избранные лекции. Ибо та информация, которую можно получить в нашей аудитории, скажем без преувеличения, сегодня доступна немногим в стране.

Цель Университета - марксистское освещение истории, обсуждение наболевших проблем современности, попытка осмыслить причины допущенных ошибок, подготовка пропагандистов. С учетом этого и построен учебный план, включающий курс марксистской политической экономии, истории и социальной философии. Для активизации работы слушателей в этом году в учебный план включены дискуссии. В самом начале семестра была проведена дискуссия на тему фальсификации истории, как мне представляется, прошедшая более чем удачно. Активности масс могло позавидовать любое собрание. Любопытно, что силами слушателей был дан решительной бой невесть откуда объявившемуся на нашем собрании «товарищу» из «дальнего зарубежья». Интересный молодой человек с русскими корнями, при секретарше, все чин по чину, великолепно владеющий западной методой обаять, запудрить мозги и увести в сторону от обсуждаемой темы, быстренько переписал на доске предлагавшиеся к обсуждению вопросы и принялся объяснять, что главное для нас не ворошить прошлое, а всеми силами добиваться снятия социальной напряженности. Это, мол, путь к гармонии с собой и с обществом. Что отрадно, разделал его под орех едва ли не самый молодой из наших слушателей, заявив, что в классовом обществе для достижения гармонии полезней не позитивистские ребусы разгадывать, а заниматься классовой борьбой и только с приходом к власти человека труда в обществе действительно снимается социальная напряженность, т.к. исчезают питающие ее причины. Больше мы не видели ни этого гражданина, ни его секретаршу.

Теме фальсификации истории в этом году было посвящено еще две лекции, подготовленные преподавателем нашего университета, молодым кандидатом исторических наук Юрием Никифировым и нашим выпускником Сергеем Рыченковым. Проба пера... Удачная. Многие хорошо помнят, как ту же тему два года назад в наших стенах раскрывал доктор исторических наук, Владлен Терентьевич Логинов, замечательный лектор, исследователь, отдавший многие годы изучению жизни и деятельности В.И. Ленина и совсем недавно подготовивший к изданию книгу «В.И. Ленин. Неизвестные документы 1891-1922» (М., РОССПЭН, 1999). Встреча с ним произвела неизгладимое впечатление. Широкая эрудиция, прекрасное владение материалом, настоящая культура ученого (ни одной цитаты без ссылки на авторство). Перед нами живо предстала полная драматизма переломная предреволюционная эпоха. Не обошел Владлен Терентьевич и многообразия приемов фальсификации, тем более что на долю В.И. Ленина (как и И.В. Сталина) выпадало и продолжает выпадать немалое число фальшивых «сенсаций». После его выступления интерес к теме многих ориентировал на работу в этом направлении. Ребята брали тему уже, но зато раскрывали ее полнее, их выступления очень понравились. А ведь наши слушатели «избалованы» высочайшим качеством лекций. Достаточно, перечислить имена лекторов, профессоров и докторов наук выступавших только в этом учебном году: Р.И. Косолапов, Е.А. Косарев, В.Я. Гросул, Г.А. Клементов, Р.Т. Зиблюк, З.А. Тажуризина, В.Н. Артамонов. Восхищает то, что хотя за эти годы бывало всякое, но даже если на лекции присутствовало 10-15 человек, преподаватель выкладывался полностью, проходных лекций не было. И мы гордимся нашими преподавателями. Среди них есть и очень пожилые люди. Однако в любую погоду, как на свой боевой пост они едут на дальнюю окраину Москвы, чтобы бесплатно выступить в свой собственный выходной день перед горсткой студентов (ну, что такое для Ричарда Ивановича или Евгения Аполлинариевича аудитория в 40, пусть даже 60 человек!). Они знают, что борются с мраком, повисшим над страной, борются тем единственным оружием, которое имеют – своими знаниями. Низкий им поклон…

Традиционно история в нашем Университете преподается с древнейших времен до наших дней. В этом году самый большой отрезок времени (до XVIII в.) освещал В.Н. Артамонов, за ним - В.Я. Гросул. Обоим пришлось закрывать брешь, которая образовалась в нашем учебном процессе (да разве только в нем, огромная невосполнимая утрата постигла всю историческую науку) с уходом Александра Александровича Преображенского, нашего давнего учителя и друга. Его последнее выступление у нас было в декабре 2001 года. Мне повезло. Я слушала его лекции два года. И заявляю без ложного пафоса - буду рассказывать об этом своим внукам. Негромкий голос, изумительно красивая, чистая речь. Для современного человека, привыкшего к жаргону, звучащему ныне всюду (в повседневном общении, в средствах массовой информации, в кино) просто слушать его уже было наслаждением. Слушать Александра Александровича было все равно, что читать Толстого. Он, блестящий специалист по Смуте, по XVII веку, вел у нас курс русского средневековья. К великому сожалению, в прошлом учебном году в последний раз. Как великой ценностью, дорожим мы диктофонными записями его лекций. В целом же, Университет располагает фондом из записей свыше двух сотен лекций, простая публикация которых уже, вне всякого сомнения, стала бы нерядовым событием, как для науки, так и для коммунистического движения. Издание, которое Вы держите в своих руках – первый шаг и в этом направлении.

В прошлом году, когда Александр Александрович заболел, он рекомендовал нам одного из своих учеников Бориса Валерьевича Колобова. Его лекции по петровскому времени и по «бабьему веку» стали украшением лекционного курса и запомнились надолго. В этом году, опять же по просьбе Александр Александровича с замечательной лекцией, посвященной декабристам, выступала другая его ученица - Анна Владимировна Семенова. Мы надеемся, что это не последние наши встречи с этими замечательными историками и людьми.

В настоящее время, на середине учебного года, лекционный процесс дошел до самого интересного – до истории становления и развития революционного движения в России. Этот отрезок времени освещает один из тех, кто стоял у истоков Рабочего университета, доктор исторических наук, профессор Владислав Якимович Гросул. Тема тем более животрепещущая, что остро перекликается с сегодняшним днем, с настоящей необходимостью объединяться и организовывать сопротивление все более наглеющему и, к сожалению, благодаря дезорганизации коммунистических сил, пораженных вирусом оппортунизма и соглашательства, все более укрепляющему свои позиции классовому врагу. Рассказывать о лекциях Владислава Якимовича трудно. Их надо слушать. Динамичные, яркие, чрезвычайно информативные. Его знания в области истории революционного движения, истории XIX века настолько обширны и уникальны, что, кажется, ему все равно с какой точки зрения раскрывать тему. С точки зрения становления, наполнения, мужания революционных партий, необратимости изменений в общественном сознании в результате их деятельности, организации рабочего движения и, как следствие, революции. Или, на другой год, с позиции анализа провала правительственных попыток удержать ситуацию, ослабить напряженность в стране с помощью поочередно проваливавшихся реформ и реформочек прогнившего режима, усиления репрессий, подавления поднимающегося на защиту своих прав народа. Неизменным остается вывод, к которому подводит своих слушателей лектор – неизбежность свершения революции в нашей стране. Совсем недавно в свет вышла очередная его монография, посвященная этому периоду: «Международные связи российской политической эмиграции во 2-ой половине XIX века» (М., РОССПЭН, 2001).

Нет возможности перечислить всех лекторов по истории, сотрудничающих с Рабочим университетом. И каждая лекция неповторима, а по-своему и бесценна. Причина ясна без пояснений: откройте любой школьный учебник. Поэтому переоценить, например, значение для молодежи выступления, доктора исторических наук, профессора Леонарда Михайловича Гаврилова о Великой Октябрьской социалистической революции или доктора исторических наук Леннора Ивановича Ольштынского о Великой Отечественной войне просто невозможно. Кстати под редакцией последнего в прошлом году появилось фундаментальное учебное пособие по отечественной истории, своей объективностью исключающее всякую надежду быть рекомендованным Министерством образования. К нам ходят молодые ребята, школьники. Я как-то спросила одну девочку, помогают ли ей знания, полученные в Рабочем университете. Ответ был роскошный и искренний: «Очень! Со всеми учителями переругалась». Но она ходит на лекции уже не первый год. Значит, хотя бы этого, отдельно взятого молодого человека нам удалось спасти от тлена буржуазной мерзости. Значит, все не зря. В схватке с огромной информационной машиной по промыванию мозгов, бороться приходится за каждого человека в отдельности.

Вторая часть учебного процесса, не менее важная чем история – политическая экономия. Наш основной лектор - Геннадий Александрович Климентов, преподаватель, бесконечно популярный в нашей аудитории. Вопросов к нему традиционно масса. Хорошо, что его лекции идут второй парой, а не первой. Обычно, из-за большого количества вопросов его задерживают, как минимум на час после лекции и плотной, все еще обсуждающей группой провожают до метро. Основные темы: история становления экономической мысли, процесс зарождения и развития капитализма, теория социалистического строительства, экономические причины неудач социализма в СССР. О предательстве, просчетах в идеологии, в национальной политике говорят многие. Геннадий Александрович убедительно доказывает, что именно отступления в экономике от принципов социалистического строительства, привели к деформации общественного сознания и обусловили возможность реставрации капиталистических отношений в нашей стране. Весьма неуютно почувствуют себя поборники пресловутой реформы 1965 года, если попытаются в нашей аудитории доказывать «социалистичность прибыли» или неизбежность рынка при социализме. Жаль, что экономический анализ Г. А. Климентова в настоящее время доступен лишь немногим.

Традиционно с несколькими лекциями по политэкономии у нас выступает профессор МГУ Римма Трофимовна Зиблюк. Основы религиолведения (к сожалению, очень небольшой курс) читает профессор МГУ З.А. Тажуризина. Каждое их выступление у нас – это событие, которого ждут с нетерпением.

Нельзя не рассказать об еще одном нашем лекторе – Евгении Аполлинариевиче Косареве. Ведущий специалист по мировой экономике, профессор Плехановской академии, Евгений Аполлинариевич знакомит нас с закулисной стороной деятельности мировых финансово-экономических организаций, их методами закабаления целых стран и регионов. Человек необыкновенной судьбы – фронтовик, дипломат, много лет проработавший на Кубе, лично знавший Эрнесто Че Гевару, многих других лидеров кубинской революции, он олицетворяет собой целое направление в работе Университета. Его лекции о Кубе традиционно собирают большое количество слушателей. Благодаря ему у Рабочего университета установились дружеские и плодотворные отношения с посольством Республики Куба. Проводившаяся в прошлом году силами Университета конференция по истории Кубы – 100%-но его заслуга. Но самое главное, он увлек слушателей историей другой страны, очень боевой и вольнолюбивой. Мы имеем редкую по нынешним временам возможность получать правдивую информацию о ситуации в этой стране, свежие выступления Фиделя Кастро, чья принципиальная и несгибаемая позиция сегодня, в мире без СССР, играет ключевую роль. Поэтому интерес наш к Кубинской Республике отнюдь не праздный. Страна одна из последних вырвалась из удушливых объятий капитализма и неоколониализма. Нам же это только предстоит. Очередная, вторая уже конференция, посвященная Кубе, готовящаяся совместно с кубинским посольством, запланирована на апрель месяц. Ее рабочее название – «Время ЧЕ».

Социальная философия – быть может самый главный наш предмет: она венчает собой исторические и экономические знания, закладывая мировоззренческий фундамент. Традиционно этот курс читает в Университете Ричард Иванович Косолапов. Он обладает удивительной способностью делать самые сложные темы, не упрощая их, доступными для понимания. Его искусство полемики, когда объектом критического анализа всегда становятся мнения и никогда личности, стократ усиливает эффект аргументации, как всегда безупречной. Нам лишь остается благодарить судьбу, что мы имеем возможность не только получать у таких людей знания, но и общаться с ними, перенимая жизненный опыт, становясь, надеемся, и сами в чем-то лучше.

Конечно, основная заслуга в том, что Университет живет и трудится, принадлежит нашему ректору – Валерии Ивановне Зарубиной. Ее неиссякаемая энергия - поистине движущая сила всего учебного процесса. Ее умение найти подход к каждому из слушателей создает в Университете неформальную дружескую атмосферу доверия и взаимного уважения между слушателями и преподавателями. Воля и интеллект позволяют держать аудиторию в рамках научной полемики даже тогда, когда обсуждаемая тема настолько задевает слушателей, что взрывы эмоций грозят превратить обсуждение в базар.

Я не собиралась писать панегириков. Конечно, у нас много проблем. Но когда листаешь конспекты, видишь наших людей, прошедших школу Университета, ясно понимаешь какое это большое, чистое и нужное дело. Я искренне считаю, что листовка, попавшая мне в руки на ноябрьской демонстрации три года назад, из которой я узнала об Университете – это был лучший подарок за последние годы. Университет подарил встречи с интересными людьми, позволил вновь обрести почти забытое ощущение радости от узнавания нового. Дал друзей и единомышленников. И главное – возможность участия в реальной работе, участия в сопротивлении злу, поработившему мою страну и мой народ. Он дал мне надежду.

 

Свободные термины:
+1
-10
-1

Комментарии

Аватар пользователя Рол

ВИДЕОЗАПИСИ  ЛЕКЦИЙ,  ПРОЧИТАННЫХ
в  университете  рабочих  корреспондентов

Весна 2013 г.

Осень 2012 г.

Весна 2012 г. и ранее

+1
0
-1
Аватар пользователя Рол

ВИДЕОЗАПИСИ  ЛЕКЦИЙ,
ПРОЧИТАННЫХ  М.В. Поповым   в  спбгу

Осенний семестр 2013 г.

Весенний семестр 2013 г.

Осенний семестр 2012 г.

Весенний семестр 2012 г. и ранее

 

+1
0
-1


Main menu 2

Dr. Radut Consulting