Лежащая вертикаль власти


 

Ивашка Любомудров
политический экспат

«Слова твои да подтверждает жизнь твоя».
Св. Антоний Великий

1493183931_88264276_95724b69db39068737u7e218
I
Система государственного управления в РФ, своими возможностями и результатами деятельности, производит крайне двойственное, порою амбивалентное впечатление.
С одной стороны нет ни малейшего сомнения в том, что выстроена очень жёсткая вертикаль власти. В любой момент времени, росчерком пера президент РФ может отправить в отставку любого чиновника, в том числе всенародно избранного. Своим решением, ни у кого не спрашивая и не обращая внимание на иные ветви власти, президент может взять и создать новую силовую структуру подчинив её непосредственно лично себе, как это произошло с Россгварией. Жёстко, мощно, единолично.
Но, с другой стороны, может ли кто привести фамилию хотя бы одного высокопоставленного чиновника уволенного за срыв исполнения поручений президента или за провал на вверенном ему участке работы? Из-за полной профессиональной непригодности? Увольняли по разным причинам. В связи с утратой доверия, из-за взяток, по подозрению в организации убийств. Но отнюдь не из-за некомпетентности.
Мы не будем вспоминать Дмитрия Анатольевича Медведева, долгие годы служившего «всероссийским клоуном» и тем не менее занимавшего пост премьер-министра РФ и даже бывшего «местоблюстителем» высшей государственной должности. Это случай особый. Он есть своеобразное альтер-эго президента Владимира Владимировича Путина. Своими «выдающимися» талантами Д.А. Медведев оттенял первое лицо. На его фоне практически любой становился гением управления.
Но, например, вице-премьер Татьяна Алексеевна Голикова. Человек стоявший у истоков реформы здравоохранения, её курировавшая и в конце прошлго года заявившая, что оная провалилась. «И качество, и доступность услуг в здравоохранении резко ухудшились…», «…я думаю, что здесь виноваты все: и центр, и регионы». Чуть ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Сергеевич Песков отметил: «До 2008 года в результате нацпроектов был сделан существенный прорыв в медицине в начальном звене. Но прошло больше 10 лет, и, наверное, с сожалением можно признать, что, по всей видимости, система просто не так отлажена, чтобы самообновляться, и, наверное, нет механизмов саморегулирования, которые обеспечивали бы необходимый высокий уровень в оснащённости оборудованием, в оснащённости техникой и врачами и так далее». «Есть и министры, есть и курирующие вице-премьеры, поэтому вкупе это все огромная такая прорывная сила. И вопрос только именно найти наилучшие менеджерские ходы». Это серьёзно?
На фоне короновирусной пандемии абсолютный крах медицинской реформы на всех уровнях очевидно всем. И? И, тем не менее, Голикова продолжает курировать здравоохранение. Хотя ответ Песков на вопрос, надо ли в Кремле «задуматься о медицинской реформе» гласивший «Ответ очевидный — не нужно», наверное расставляют все точки над i в отношении власти к народному здравоохранению.
Не будем к ночи вспоминать руководителя Центробанка РФ Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину с её полным провалов банковской, кредитной и курсовой политики. Или пенсионная реформа им. министра финансов Антона Германовича Силуанова, не принёсшая облегчения бюджету, озлобившая людей, ухудшившая качество жизни миллионов соотечественников и обрушившая авторитет власти. Силуанов ответил за свой демонстративный непрофессионализм?
Конечно в отношении любой персоналии, с которой не расстаётся В.В. Путин, можно сказать, что в целом её деятельность президента удовлетворяет и он руководствуется в принятии решений не эмоциями, а некоторыми, скрытыми от глаз простых обывателей резонами и неизвестными нам потрясающими результатами их работы. Таков, например, бывший министр обороны РФ Анатолий Эдуардович Сердюков, который не только не отсидел за воровство, но трудится председателем Совета директоров ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» отвечая за авиационную промышленность всей РФ.
Но при всём обилии таких примеров, они не могут дать действительной картины вертикали власти, её способности решать управленческие задачи высшего уровня.
По-настоящему вертикаль раскроется если посмотреть как решаются проблемы для которых вполне достаточно административных подходов. Т.е. именно того для чего она обычно и создаётся. А именно, наиболее быстрым, эффективным, действенным способом транслировать распоряжения первых лиц на нижестоящие уровни власти, а также организовывать и проконтролировать их исполнение в кратчайшие сроки.

II
drevesina
В этой связи проблему хищнической вырубки леса Сибири и Русского Севера и массовый, в значительной части, нелегальный экспорт круглой необработанной древесины, можно назвать рафинированным тестом работоспособности вертикали власти, поскольку решение её находится почти исключительно в административной плоскости.
Последнее утверждение может показаться чрезмерно категоричным, но резоны здесь следующие. Обычно объёмы экспорта и импорта товара достаточно просто регулируются, при наличии политической воли, экономических целей и хорошо выстроенной таможенной службы, через установление различных уровней таможенных сборов и внутренних экономических стимулов. Проще говоря вы увеличиваете таможенный тариф на круглый лес, вводите средний на хороший пиломатериал и обнуляете на изделия из дерева, вводите различные льготы и преференции для внутреннего высокотехнологического производства и «вуаля». В результате становится экономически не выгодно гнать заграницу необработанную древесину, у вас на территории начинают постепенно строиться лесообрабатывающие комплексы и фабрики по производству изделий с высокой добавленной стоимостью. К сожалению это не наш случай.
Уровень таможенных платежей на кругляк у нас и сегодня высок (около 30%) особенно на дальневосточном направлении. Но продолжает экспортироваться огромное количество (не менее 20%) леса по «чёрным» и «серым» схемам. Количество официально вырубленного леса, официально прошедшего таможню и официально (по данным РЖД) вывезенного, например в Китай — три не совпадающие и с каждым шагом всё более расходящиеся цифры. При этом сокращение, а затем стагнация доли в экспорте необработанного леса в последние 10 лет, сопровождалась ростом почти в 2 раза вывозом пиломатериала с низкой добавленной стоимостью. По сути произошла лишь корректировка в экспорте сырья на фоне высоких таможенных пошлин на необработанную древесину. Хотя возможно, что и этого не было. А наблюдалась лишь документальное смещение экспорта при том, что реально кругляк как гнали, так и гонят в КНР.
Всё это говорить о том, что действующих таможенные ограничения и экономические стимулы не работают. Следовательно решение находится в иной плоскости. Мы утверждаем, в первую очередь в административной. Ведь наведение порядка на таможне и в налоговой это не экономическая задача.
Впервые вопрос хищнической вырубки леса остро был поставлен более 10 лет назад. С 2015-2017 годов интернет лавинообразно заполнили видеоролики и фото Сибирской тайги в виде шахматной доски с огромными голыми участками. Проходили митинги. Центральные СМИ писали статьи и делали репортажи об беспределе в лесной отрасли.
В 2018 году вопрос рассматривался на специальном заседании Совета Федерации. Министр природных ресурсов Дмитрий Николаевич Кобылкин, в своём выступлении заявил: «по тому настроению президента и премьера, если мы в ближайшее время не наведём порядок, мы закроем полностью экспорт в Китай древесины. Если ни силовые органы, ни таможня не могут справиться с задачей контроля вывоза леса, то так придётся поступить». На что Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко вполне резонно возразила: «Эта сфера настолько криминальной и коррупционной стала, что уже эта ржавчина разъела всех! И чтобы не навести порядок в стране — на таможне, на границе, и требовать запретить незаконный вывоз леса, незаконную вырубку — это расписаться в беспомощности».
Прошло два года. И вот в конце сентября 2020 года президент проводит специальное совещание «О развитии и декриминализации лесного комплекса» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/64116). Именно так, в одном «флаконе» и развитие и декриминализация лесной отрасли. На этом совещание В.В. Путин объявил о том, что с 01 января 2022 года устанавливаются заградительные пошлины на вывоз необработанной и слабо обработанной древесины хвойных и особо ценных пород. К слову это уже 17 попытка ввести такой режим экспорта леса. Предыдущие далее декларации не пошли.
Всю надежду в борьбе с незаконной и хищнической вырубкой, а также экспортом необработанного леса теперь возлагают на систему электронной маркировки. Правительство у нас давно и безнадёжно «больно» цифровизацией. Оно возлагает на оную надежду сродни, пресловутой «невидимой руки рынка», способной вытащит любую проблему государства без значительных усилий со стороны власти. Главное организовать цифровой процесс. Вот и сейчас с помощью создаваемой системы ЛесЕГАИС предполагается контроль всех транзакций от делянки до завода или таможенного терминала.
Однако в РФ уже не одно десятилетие действует система учёта алкоголя. И есть даже комитет специальный имеется. Но по данным Союза производителей алкоголя, доля нелегального алкоголя в РФ за последние пятнадцать лет не опускалась ниже 30%. А Счётная палата РФ в 2019 году сделала выводы, что достижение намеченных показателей по снижению потребления нелегального алкоголя в ближайшей перспективе нереально.
Но контролировать производство и распределение алкоголя во много раз проще, чем спил деревьев в тайге. Здесь собственно нужно только учесть производство спирта на нескольких заводах, да разлив вин. Потому в области контроля древесины всё дело сведётся к тому, что некие, близкие в верхам бизнесмены, станут системными операторами ЛесЕГАИС, будут печатать какие-то электронные метки, «осуществить» он-лайн контроль, затраты лягут на потребителя, результаты контроля никого интересовать не будут, а бизнесмены на голом месте получат многомиллиардные необоснованные доходы. Ну как с системой «Платон». Помните такую?
Выходит права Мотвиенко, административный аппарат государства, все эти органы контроля и силовые министерства, все эти налоговые, таможня, прокуратура, МФД, СКР, ФСБ, Россгвардия и иже с ними, не в состоянии навести порядок, не то что в стране, в нескольких регионах страны. И даже не во всём регионе, а в отдельной отрасли экономики отдельного региона! Ведь собственно это и есть задача вертикали власти – поставить такую задачу и решить её. На данный момент здесь почти нет экономики. Здесь необходим простой административный порядок. Все данные на руках. Вывезти лес без РЖД и таможни невозможно. Тем не менее дошли до полного запрета на экспорт леса. Ergo, в наличии полная административная непроходимость вертикали власти.
Мой скепсис в способности административно решить данную проблему зиждется в том числе и на том, что уже сегодня, до начала реальных шагов, высшие чиновники, например зам. министра торговли Виктор Леонидович Евтухов, бодро рапортуют о наметившейся положительной динамике. И не то чтобы он обманывал кого-то, говоря, что объём экспорта необработанной древесины за 10 лет снизился в 2,5 раза. Оно так и есть. Вот только… Во-первых, не за 10 лет, а с 2007 года. Во-вторых, упал он до указанного уровня, в 2009-ом году, после резкого увеличения вывозных пошлин с 7 до 25%. В-третьих, с той поры, т.е. с 2009 года официальные данные объёма экспорта необработанного леса остаются в одной поре между 16,7 и 19,9 млн. м. куб. в год. Спрашивается зачем заместителю министру такие «карточные» пассы?

III
upload-RIAN_6000839.HR-pic1300-1300x600-98520
Второй, похожий «кейс», демонстрирующий абсолютную немочь вертикали власти в РФ, есть эпопея со строительством космодрома «Восточный». Гиблое место, в самом деле. Строят с 2012 года. И всё это время воруют десятками и сотнями миллиардов. Первые посадки состоялись в 2014 году. На 2018 год было заведено более 140 уголовных дел, некоторые участники получили по 10 лет лагерей.
С 2014 года стройку курирует Дмитрий Олегович Рогозин в ранге целого заместителя премьер-министра. Он, сразу после назначения ответственным, проникся проблемой и в 2015 году по всеми космодрому начал установку видеокамер, чтобы лично, в режиме онлайн, контролировать процесс стройки. Да, да. Вы не ослышались. «Нужно установить камеры слежения на объектах космодрома «Восточный», чтобы я мог наблюдать за ходом строительства, в том числе и дистанционно». «Это народная стройка, и я хочу, чтобы те камеры, которые стоят у нас на основных объектах, выходили не только на мой рабочий компьютер в Москве. Мы выведем картинку по общим объектам на сайты Роскосмоса и коллегии ВПК. Считайте, что это будет народный мониторинг за тем, что происходит на стройке».
Прошло четыре года. И в 2019 году президент РФ В. В. Путина с раздражением говорил: «Воруют сотнями миллионов! Уже несколько десятков уголовных дел возбуждено, состоялись решения судов, в тюрьме люди сидят. Нет, порядка так там до сих пор не удалось навести как следует».
А как же Рогозин с видеокамерами? Чем заняты прокуратура, ФСБ и СКР? На что пресловутая вертикаль власти? Ведь космодром это хоть и большая стройка, но вполне ограниченная и по месту и по деньгам и по людям. Более того В.В. Путин посетовал, что на стройке есть огромное количество вопросов требующих его личного вмешательства… Простите, требующих чего?
Рогозин же на инвективу президента с достоинством заметил, что раньше проблемы с коррупцией конечно были (глупо отрицать при наличии полутора сотен уголовных дел), однако «никаких оснований беспокоиться по поводу того, что деньги расходуются неэффективно, у нас пока нет, каких-то фактов тревожных тоже нет».
Но «не было никогда и вдруг опять…». В конце октября 2020 года, внезапно, по подозрению в подстрекательстве к злоупотреблению должностными полномочиями и служебному подлогу с возможным ущербом до полумиллиарда рублей (полмиллиарда, Карл!), арестовали очередного руководителя космодрома, директора космического центра «Восточный», филиала АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) Романа Валерьевича Бобкова.
Дополнительно заметим, что стройку регулярно сотрясают скандалы с задержкой заработной платы рабочим со стороны подрядчиков.
Но процесс строительства однако идёт …

IV
content_001_mish2
Сегодня много говорится и, наверное, вполне заслуженно, о поразительной эффективности правительства Мишустина-Белоусова. Мол оно за год разработало и готово представить на одобрение Госдумы законодательных актов, требуемых для реализации «национальных проектов», чуть ли не больше чем правительство Медведева за 5 предшествующих лет. Чем не пример наличия среди высших должностных лиц талантливых и деятельных натур? Чем не пример выдающихся организаторских способностей? Но и этот очевидный успех, при чуть более вдумчивом рассмотрении, вызывает тоже двойственное чувство, что и строгая, но импотентная вертикаль власти.
Спросим себя, для чего разработаны все эти законодательные акты? Ответ. Для реализации т.н. «антикризисной программы», которая, по сути, является сильно урезанными, в связи с сократившимися финансовыми возможностями РФ, «национальными проектами» извода 2018 года. Но уже тогда их содержание вызывало справедливую критику своей декларативностью, не подкреплённостью реальными ресурсами и отсутствием ясных согласованных между собой целей.
Но сегодня, к 2020 году, мир уже кардинально изменился. Уже изменился. Уже…
Происходят явные тектонические сдвиги в мировой экономике, торговле и политике. Надвигается мощный системный мировой кризис. Происходит полная перестройка мировых центров сил. Европа безвозвратно теряет место политического и социального лидера. США стоит на пороге гигантской внутренней трансформации, по масштабам никак не меньшей, чем по результаты Гражданской войны 1861-1865 годов. При критической зависимости РФ от внешних ресурсов (в финансах и большей части технологических производственных цепочек) все силы бросать на подготовку к организацию исполнения урезанных докризисных планов с очевидностью не является правильным решением.
Но системы государственного управления РФ более менее успешно может организовать только процесс. «Смазать» шестерни государственной машины, чтобы они завертелись быстрее и с меньшим трением. Дело нужное, но для чего?
Управление процессом как функционированием, это по словам выдающегося советского и российского методолога Петра Щедровицкого, «есть бессмыслица». Управлять можно только достижением цели. Функционирование же, как и любой автоматический процесс, есть свойство системы лишь необходимое для её существования. Для сохранения её самоёй. Как, например процессы дыхания, пищеварения, течения лимфы в человеческом организме ничего вам не скажут о тех целях, что личность ставит пред собой, к чему она стремится, чем гордится, что жаждет. Но без их нормального функционирования человеку будет не до мечты, а жизненные цели сведатся к простейшей «лишь бы день до вечера».
Условно говоря, правительство Мишустина-Белоусова, как бригада интенсивной терапии, прочистила тромбы внутри правительственного документального «кровотока» в отдельно взятом вопросе в отдельно взятый момент. И это замечательно. Вопрос, дальше что? Ответ повисает в воздухе. Плана перестройки госуправления и экономики РФ к новым политическим, социальным и экономическим реалиям не просто нет. О нём никто не пытается даже задуматься. Административная машина, теперь хорошо смазанная и набравшая скорость несётся…Куда? Зачем?

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстаёт и остаётся позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…» Н.В. Гоголь «Мёртвые души».